Даже самые обыденные процессы могут стать интересными, стоит только к ним присмотреться. Тот же прогноз погоды при кажущейся простоте требует слаженной работы множества специалистов из разных областей. Метеорологи собирают данные и определяют методы прогнозирования, аналитики ищут в данных закономерности и ошибки, а программисты разрабатывают программное обеспечение им в помощь, в том числе и искусственный интеллект.
С 16 января по 5 февраля 2023 года в школах по всей стране прошел «Урок цифры» по технологиям, которые предсказывают погоду. Стратегический партнер и разработчик его содержания — компания «Яндекс».
На «Уроке цифры» детям объяснили, чем занимаются метеоролог, инженер данных, аналитик данных, специалист по вычислительной математике, специалист по машинному обучению и менеджер проекта. Ученикам расскажут, для чего нужны метеорадары и метеозонды, что делать с погрешностями в вычислениях, как происходит просеивание данных и как в этом помогает искусственный интеллект.
2 февраля 2023 года на базе ДТ Кванториум 33 Владимирского института развития образования прошел региональный Урок цифры по теме «Технологии, которые предсказывают погоду». На Урок приехали учащиеся МБОУ "Вяткинская СОШ" и более 150 школ области участвовали в Уроке онлайн.На уроке учащиеся узнали о том, как современные цифровые технологии изменили деятельность Владимирского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, а также повлияли на оперативность и точность прогноза погоды.
Несмотря на то, что до сих пор люди верят в массу народных примет о погоде, специалисты даже во времена царской России уже пользовались специальными устройствами и методиками для более точного прогноза погодных условий.
Перед школьниками выступил начальник Владимирского ЦГМС Малороссиянцев Владимир Викторович и рассказал об истории метеорологии, о том, как собираются и анализируются данные на современных метеостанциях, об оборудовании и количестве станций во Владимирской области.
Начальник ДМРЛ-С Геннадий Анатольевич Ричка рассказал учащимся о доплеровском метеорологическом радиолокаторе, который использует импульсный метод и определяет осадки и скорость передвижения облачных масс с помощью эффекта Допплера в радиусе 250 километров.
Школьники совершили видео-экскурсию к рабочему месту настоящего синоптика и смогли рассмотреть информационные системы и оборудование, которые необходимы для получения и анализа данных специальных цифровых датчиков метеостанций.
Кроме того, для школьников был организован мастер-класс «Открытые цифровые инструменты для решения практических вопросов, связанных с прогнозом погоды» и экскурсия по детскому технопарку.
Участники урока узнали много нового о сложных процессах создания прогноза погоды, о значении современных цифровых технологий при работе современной метеорологической службы, о необходимых знаниях и умениях, которые требуется для изучения метеорологии, научились узнавать прогноз погоды на интересующую дату и время.
Материалы Урока:
Как современные цифровые технологии изменили деятельность Владимирского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (Малороссиянцев Владимир Викторович, начальник Владимирского ЦГМС)